YarTurizm.ru

В древнем Ярославле нет кремля, как в других городах Золотого кольца России. Но в речи жителей это слово звучит часто - кремлем ярославцы называют бывший мужской Спасо-Преображенский монастырь, в котором теперь разместился областной историко-архитектурный музей-заповедник. В основном он сохранился в том виде, каким был в XVII столетии: высокие белокаменные стены с узкими бойницами, сторожевые башни по углам и все положенные средневековому монастырю постройки внутри - главный собор, келейные корпуса, настоятельские покои, звонница, трапезная... Основание же его историки относят к гораздо более древним временам - началу XIII века. Первую церковь будущего монастыря в 1216 году заложил ярославский удельный князь Константин Всеволодович, который был заядлым книгочеем и покровителем искусств, за что заслужил у современников прозвище Мудрый. Так что не один знаменитый Ярослав отличался этим похвальным качеством.

Значение и мощь монастыря росли от века к веку. Он превратился в крупнейший духовный и культурный центр Северо-Востока Руси, владел многочисленными земельными угодьями и тысячами крепостных. В его мастерских трудились живописцы, сумевшие создать собственную ярославскую школу иконописи. Монахи вели переписку книг, собрали огромную по тем временам библиотеку - из тысяч редкостных русских и греческих рукописей. "Монастырь Всемилостивого Спаса: строение церковное, и келии, и град - все каменное, зело стройно" - говорится в документе XVII века.

Между тем в том столетии "Всемилостивому Спасу" довелось пережить тяжкие времена. В 1609 году Ярославль захватили войска "тушинского вора", но возле стен монастыря они вынуждены были остановиться. Осада длилась почти месяц - Спас выстоял. В те времена это была очень мощная крепость. Ни один из возможных в ту пору способов защиты не был упущен ярославцами. Глубокий ров, заполненный водой, "волчьи ямы" - специальные заграждения, устроенные на узкой полоске земли между рвом и стенами, три уровня боя на стенах и башнях - все это крайне трудно было преодолеть жадно рвавшейся к церковным богатствам разнообразной нечисти. С верхнего яруса, скрывавшегося за зубцами стен, ярославцы били по врагам из ружей и пищалей, со среднего, обозначенного косыми, сужающимися внутрь крепости бойницами, - попивали их кипятком и варом, на нижнем ярусе "работали" пушки. А у главного входа был устроен так называемый захаб - особый каменный подход к воротам, выстроенный в виде буквы "Г". В нем, как ни старайся, нельзя было развернуть стенобитное орудие или пушку. Полчища тушинцев, только что разорившие и сжегшие соседний необыкновенный по красоте Толгский монастырь, о Спасский обломали зубы.

Через три года именно Ярославль возглавил народное движение за спасение Москвы и всей Руси от очередной польско-литовской напасти.

Ополченцы Минина и Пожарского провозгласили город на Волге столицей государства, создали первое народное правительство, назвав его "Советом всей Земли", а заседало оно как раз в Спасо-Преображенском монастыре. Из его ворот народные дружины, отстоявшие службу в главном храме комплекса, шествовали прямиком на тракт, ведущий на Москву, - очищать Отечество от новых захватчиков. В честь этого исторического события, сыгравшего огромную роль в истории России, напротив главного входа в монастырь в 1997 году была сооружена памятная часовня, своим силуэтом напоминающая и шлем древнерусских воинов, и современную ракету. Кое-кто упрекал в этом автора проекта Г. Дайнова, но ведь подобная перекличка времен тоже оправданна - первой в мире женщиной, полетевшей в космос, была Ярославна. Теперь часовня одна из визитных карточек города.

В конце следующего XVIII века монастырь еще раз прославился, подарив миру жемчужину древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". Граф Мусин-Пушкин случайно наткнулся на единственный список этой знаменитой поэмы, разбирая рукописи в монастырском книгохранилище. Как предполагают ученые, располагалось оно в крытой северной галерее главного монастырского собора, который носит то же название - Спасо-Преображенский.

Это древнейшее здание Ярославля. Возведено в начале XVI века на фундаментах прежнего куда более раннего собора. Подклет его долго служил усыпальницей ярославским князьям. Последним из них стал удельный правитель Александр Федорович, который умер в 1471 году. При нем Ярославское княжество вошло в состав быстро набиравшего мощь и силу Московского.

"Каждая из сторон храма хороша по-своему, - говорится в книге "Прогулки по Ярославлю". - С запада два яруса открытых аркад, сочетаясь полукружиями с позакомарными перекрытиями, создают удивительную картину, дополненную игрой света и тени, образуемой белизной стен и полумраком аркад. Но, пожалуй, храм лучше всего смотрится с востока, со стороны полукруглых алтарных апсид. Отсюда три его позолоченные главы больше напоминают могучих древнерусских богатырей в боевых шлемах".

В конце минувшего XX века реставраторы закончили расчистку фресок собора. Титаническая эта работа продолжалась без малого сорок лет. Эти настенные росписи самые древние в Ярославле;

Во всей России фресок середины XVI века сохранилось наперечет. Фигуры, изображенные на сводах, производят на зрителей очень большое впечатление своей простотой, величием и необычайными размерами.

Собор еще больше бы выиграл, если бы стоял обособленно, но в XIX веке, на месте другой прилепившейся к нему церкви выстроили храм Ярославских Чудотворцев. Возвели его специально для размещения в нем массивной серебряной раки с мощами святых ярославских князей Федора Чермного и его сыновей Давида и Константина. Впоследствии эти мощи перенесли в Федоровский кафедральный собор города. В архитектурном плане храм Чудотворцев с его большим куполом, невыразительным портиком и колоннадой в стиле классицизма не может сравниться с древним соседом, но для города это здание играет очень важную роль. В нем создан концертный зал с прекрасной акустикой, в котором великолепно звучат церковные песнопения в исполнении хоров.

Если повернуться спиной к колоннаде этой церкви, то перед глазами окажется комплекс из трех монастырских зданий. Самое дальнее из них от этой точки - трапезная, простое, даже суровое по внешнему виду строение с мощными стенами, возведенное, как и главный собор, в XVI веке. Оно впитало в себя дух того времени, строгого и несентиментального, и выглядит очень выразительно благодаря разноуровневым сужающимся внутрь окнам. Как и в Грановитой палате Московского Кремля, внутри трапезной есть мощный центральный столп, на который опираются стены. В свое время они придавали необычайную нарядность всему помещению, так как были сплошь покрыты красочным ковром фресок. Не зря именно в этом зале монастырь устраивал приемы самым знатным своим гостям. Сейчас часть помещений здания отдана под музей памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

К трапезной вплотную примыкают настоятельские покои, где, в соответствии с названием, в свое время размещалась резиденция настоятеля. По своему стилю здание заметно отличается от соседнего, так как построено в XVII веке, когда в церковной архитектуре допускалась уже большая пышность и разнообразие форм. Простая деревянная лестница и крыльцо, ведущие на второй этаж, - это постройка нового времени, слабо имитирующая бывшую на этом месте великолепную каменную лестницу с крыльцом.

И третье здание, которое "прилепилось" к первым двум, некогда было Рождественской (Крестовой) церковью. Сейчас несведущему человеку трудно признать в нем церковь, так как оно давно лишено позакомарных перекрытий, куполов и сильно перестроено. Однако это именно церковь, и одна из древнейших (относится к XVI столетию), в ней когда-то молились монахи перед принятием трапезы. Этой церкви особенно досталось в 1918 году, когда в Ярославле вспыхнуло белогвардейское восстание. Пушки красных безжалостно били по центральной исторической части города, где засели белые, повредили многие древние постройки, пробили снарядами и частично разрушили южную и западную стены монастыря. Справедливости ради надо сказать, что укрепив власть, большевистское правительство направило в город большую бригаду реставраторов во главе с известным художником Грабарем. Они провели огромную работу по восстановлению ярославских памятников истории и архитектуры.

Верхняя часть звонницы Спасо-Преображенского монастыря с ее огромными арочными пролетами в старину тоже выглядела совсем не так. Некогда ее венчали два высоких каменных шатра, покрытых зеленой черепицей, что делало их похожими на башни Московского Кремля. Свое нынешнее завершение эта постройка получила в начале XIX века. Многие специалисты теперь крайне критически оценивают допущенные переделки. "Авторы перестройки руководствовались исключительно новыми вкусами и полностью игнорировали доставшуюся им от прежних веков архитектуру. В результате на мощном основании XVI века появились псевдоготические арки звонов и уж совсем чужеродная веселенькая ротонда с часами", - говорится в книге "Прогулки по Ярославлю". Более десяти лет назад звоны на колокольне были восстановлены. Во время главного престольного праздника Спасо-Преображенского монастыря - Яблочного Спаса - на белую стену звонницы проецируется телевизионная картинка праздника, наподобие табло на современных стадионах, показывающих соревнования крупным планом, одновременно эта картинка транслируется по Интернету. С верхней площадки звонницы открывается великолепная панорама города.

В бывших семинарском и келейном корпусах монастыря, расположенных вдоль крепостных стен, разместились богатейшие коллекции, запасники и экспозиции музея-заповедника. Особенную ценность представляют коллекции древнерусской живописи и старинного церковного серебра. Древнейшие из икон относятся к началу XVI века.

Осмотрев так называемый кремль Ярославля изнутри, можно обратиться к его началу - Святым воротам, возведенным в1516 году. С того времени они мало изменили свой облик. Это сложное и многофункциональное сооружение, а не только вход-выход из комплекса. Ворота исполняли роль и крепостной башни, и надвратной церкви, и дозорной вышки, и "часозвони". По сохранившейся в чреве башни шахте ходили вверх-вниз тяжелые гири башенных часов. Их продали Ярославлю тогдашние московские власти, которые за границей закупили для башни Кремля новомодный часовой механизм. На вышке висел большой колокол и всегда дежурил дозорный, который в случае чего бил в набат.

В эти ворота въезжали в монастырь многие знаменитые в истории личности: неоднократно бывавший в нем Иван Грозный, Петр Великий, первый царь из династии Романовых-16-летний отрок Михаил-жил в нем, уединясь, молясь и готовя себя к великому делу - венчанию в Москве на царство. В 1612 году Спасо-Преображенский монастырь стал штаб-квартирой Минина и Пожарского, а в 1812 году в Святые ворота въезжали многочисленные повозки с ценностями Московского Кремля, эвакуированными из занятой Наполеоном и пылающей столицы. Монастырь был их хранителем, пока русские войска не освободили страну от очередных захватчиков.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле - один из древнейших на Руси. Старше его считанные комплексы зданий того же назначения - монастыри в Новгороде, Муроме, Переславле, на Валааме. Сохранивший свой облик на протяжении многих веков, сегодня он привлекает множество людей, желающих соприкоснуться с его каменной красотой и самой историей Российского государства.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2017
 

Интересное

Мытный рынок. Это довольно странное для нашего времени название присуще не только Ярославлю. Древнее слово "мыто" обозначало пошлину, денежный сбор с торгующего на рынке. Невольно возника...

Пользователи

Фотографии

login :   password :